Мозаичный феномен

Мозаичный феномен
Фото: d-ved.ru

Чем они отличаются от объектов современного уличного искусства и зачем их нужно восстанавливать? Об этом беседуем с экспертами – доцентом кафедры дизайна архитектурной среды Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Ильей Саковичем и координатором проекта «Нижегородские мозаики» Александром Казариным.

Делали «на века»?

Некоторые люди не понимают ценности мозаик. Говорят: «Зачем они нужны?». А, действительно, зачем, учитывая, что их создание – дело трудоемкое и достаточно дорогое? Мне, например, рассказывали, что после изготовления мозаики в советское время художники, как правило, получали солидный гонорар, которого хватало на покупку… автомобиля.

«Мозаичные панно – часть визуального кода, культурной идентичности советских городов. Безусловно, их создание всегда стоило очень дорого. В современных рыночных экономических условиях повторить это в таких масштабах невозможно. Но советская экономика не была рыночной, и эффективность инвестиций не считалась главной. В строительстве было важно уметь осваивать бюджеты в установленные, довольно сжатые, сроки. Кроме того, панно были нужны для создания  оригинальной архитектуры в условиях типового домостроения. Художников было много, а разнообразия в строительных материалах мало. Поэтому в 70-е и 80-е годы прошлого века случился резкий подъем применения мозаичного искусства»,

говорит Илья Сакович.

Почему мозаики советского периода сравнительно быстро стали осыпаться и требовать реставрации? Вроде бы делали «на века»?

«У этой проблемы есть несколько причин. Первая состоит в том, что в нашем климате с большим перепадом температур в условиях осадков мозаики разрушаются быстрее. А вторая причина – в качестве примененных материалов. В процессе реставраций нам приходилось сталкиваться с работами, выполненными как из отличных материалов, так и из откровенно плохих»,

вступает в разговор Александр Казарин.

«Сомневаюсь, что делали именно на века. Мозаика чаще всего используется во внутренней отделке, так как это довольно деликатная техника изображения. Она очень уязвима для капризов погоды, и ее уличное исполнение требует использования материалов особого качества, которых в СССР просто не было в нужных количествах из-за дефицита. Поэтому делали обычно из того, что было под рукой»,

соглашается Илья Сакович. В столичном статусе

Дзержинские мозаики включены в онлайн-карту объектов советского монументально-декоративного искусства, расположенных на территории Нижегородской области. Из 128 мозаик в регионе, представляющих художественную ценность, 30 – находится у нас. Больше, чем в других населенных пунктах области. Получается, что руководители Дзержинска советского периода не экономили на мозаиках, а реально хотели сделать город более ярким и красивым?

«В этом вопросе желание заработать совпало с задачей украшения города, а главное с бюджетными возможностями. Про вложенные советские рубли уже никто не помнит, а мозаики еще держатся»,

улыбается Илья Сакович.

«В Дзержинске в тот период сложилась творческое сообщество художников, которые в течение всего пары десятилетий создали феномен дзержинских мозаик. Я думаю, что наш город можно смело называть столицей мозаики Нижегородской области»,

убежден Александр Казарин.

Столичный исследователь архитектуры советского времени Иван Сапогов заявил, что такого разнообразия мозаик, как в Дзержинске, в России не так уж и много. Особенно ему понравилась мозаика на стене Дворца детского творчества. До такой степени, что он даже начал водить туда экскурсии…

«Интересная работа – одна из первых в городе. Ее основное отличие, как, впрочем, в любой работе настоящих художников, – оригинальный стиль, основанный на применении декоративных свойств керамической плитки»,

поясняет Александр Казарин.

«Это, пожалуй, самое крупное панно такого вида в городе, но выделить его из общего ряда сложно. В Дзержинске работали талантливые художники, и откровенных неудач у них не было. Скорее, я бы отметил панно плавательного бассейна за сочетание техники мозаики с барельефом»,

считает Илья Сакович.

Дзержинский художник Евгений Шалов – один из основателей мозаичного движения в нашем городе, говорил, что ни одна мозаика в Дзержинске не является объектом культурного наследия, и это необходимо исправить. И дальше: «есть, как минимум, пять мозаик, которые достойны такого статуса – на Дворце детского творчества, на Политехе, на городском плавательном бассейне, на Доме книги, а также портрет Менделеева на одном из жилых домов по улице Терешковой».

«Пожалуй, соглашусь. Я бы прибавил к перечисленным вами мозаичные панно на бывшем ДК «Корунд» (ныне – ТЦ «Дюны»), но это, увы, невозможно. Видимо, они утрачены навсегда, как и сам Дворец культуры. Правда, остается надежда, что мозаики хотя бы частично сохранились под фасадной отделкой и когда-нибудь будут снова открыты, как это недавно было на здании бывшего «Детского мира». Тоже очень хорошая работа, кстати»,

говорит Илья Сакович. Каждому времени – своё искусство

Почему мозаики сегодня уступили первенство муралам, которые рисуют на стенах с помощью баллончиков с краской? Только потому, что муралы дешевле?

«Действительно, в городской среде мозаик сейчас не создают. Пространства очень быстро меняются, поэтому детали должны обновляться быстро и недорого. Но там, где есть запас времени, денег, смыслов, – мозаики очень востребованы»,

объясняет Илья Сакович.

«Каждому времени свое искусство»,

резюмирует Александр Казарин.

К 100-летнему юбилею Дзержинска глава города Иван Носков намерен возродить  мозаичные панно. Могут ли они со временем стать неким «родовым пятном» советского периода нашей истории, которые благодаря реставрации увидят потомки?

«Так оно и будет. Советские мозаики уже стали символом своего времени, объектом материальной культуры СССР»,

утверждает Александр Казарин.

«Советские мозаичные панно давно являются одной из визитных карточек архитектурной среды Дзержинска. Хорошо, что на них наконец-то обратили внимание. И мы видим, что эти уникальные произведения искусства уже не гибнут в ходе строительных работ, как бывало, а снова начинают ярко звучать в пространстве города»,

полагает Илья Сакович.

Александр Казарин – руководитель областной Школы реставрации мозаик. Его команда недавно восстановила два панно – «Муза» и «Вдохновение» – в Дзержинском музыкальном колледже, созданных в 1969 году Вячеславом Осиповым. А в настоящее время восстанавливает панно «Подводный мир», которое появилось на фасаде плавательного бассейна «Заря» в начале 80-х. Не сомневаемся, что «авторский замысел и стилистические приемы», использованные художником Сергеем Марахтановым, будут сохранены.

К сведению

Реставрационные работы мозаики «Подводный мир» с сентября ведутся по новому графику. Ощутить себя мастером теперь можно по субботам и воскресеньям с 10:00 до 16:00.

Все рабочие инструменты и материалы будут предоставлены на месте. Приглашаются все желающие.

Компетентно

Вадим Михайлов, руководитель изостудии Дворца детского творчества:

«Мозаика на Дворце детского творчества – это очень качественная работа. Всякий раз, когда иду мимо нее, не перестаю восхищаться красотой деталей. Посылаю своих учеников специально смотреть и учиться равновесию цветовых пятен, холодным и теплым паузам, построению композиции. Я всегда говорил, что наша мозаика – одна из лучших в Дзержинске. Однако сегодня, на мой взгляд, требует новой реставрации».

Михаил Поляков, художник:

«В 2008 году меня пригласили поработать на укладке мозаики на стеле и обелиске около Вечного огня. Я занимался набором смальты по эскизам. Мозаика не реставрировалась, а собиралась, что называется, заново. Приветствую решение городских властей сохранить мозаики в Дзержинске как художественный символ советской эпохи».

Напомним, две советские мозаики восстановили в Дзержинске .

Сергей АНИСИМОВ

Фото автора и из открытых источников

Новости соседних регионов по теме:

Деятели искусства встретятся уже в этом месяце, чтобы создать новые муралы на фасадах зданий.
13:00 05.09.2024 НИА-Кубань - Краснодар
 
По теме
В Нижнем Новгороде двое бывших сотрудников банка обвиняются во взяточничестве - СУ СК РФ Следователем третьего отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области возбуждены уголовные дела в отношении двух сотрудников регионал
СУ СК РФ
Фестиваль художественной резки по дереву "Корни" открылся в Дзержинске. - Городская дума Дзержинска Фестиваль художественной резки по дереву "Корни" открылся в Дзержинске. На событии побывали депутаты городской Думы Дзержинска и познакомились с мастерами – участниками конкурсной программы.
Городская дума Дзержинска
А если не ждать вдохновения? - Газета Семеновский вестник Наталья КАЛИНОЧКИНА Фото предоставлено автором Выезжать в соседние регионы всегда полезно: замечательный повод посмотреть и перенять интересное и ценное, что есть у других, поучиться, ну и, конечно, показать себя.
Газета Семеновский вестник