.
Это место знакомо всем горожанам, любящим поэзию. Здесь проходят творческие встречи дзержинских литераторов и концерты, проводятся занятия со школьниками и студентами. Сама атмосфера этого пространства переносит нас в середину прошедшего столетия. Речь идет, конечно же, о единственном в нашем городе литературном музее, который посвящен Николаю Рубцову.
Как все начиналосьМузей пользуется известностью далеко за пределами Дзержинска, однако отыскать подробную информацию о его истории оказалось не так-то просто. Краткие сведения о нем размещены на многих информационных ресурсах, но крупных публикаций нашлось только две. Это статья краеведа Станислава Шальнова, приуроченная к 20-летию музея («Дзержинское время», март 2018 г.), и очерк Исаака Фельдштейна о Дмитрии Ширяеве, чья коллекция легла в основу музейной экспозиции (в том же издании, сентябрь 2013 г.).
Н.М. Рубцов никогда не бывал в Дзержинске, но здесь у него появились истинные поклонники, усилиями которых и был создан музей, причем в далеко не простое и благополучное время – в конце 1990-х. Первым среди этих энтузиастов по праву следует назвать члена Союза писателей России, журналиста и литератора Александра Алексеевича Сизова (1949–1997). Он был товарищем Рубцова по литературному институту в Москве, и их дружба оставила заметный след в творчестве поэта. В июне 1969 года друзья некоторое время – около недели – провели вместе в Варнавинском районе, в родных для Сизова местах. Впечатления от этого величавого лесного края, красавицы Ветлуги, местных легенд вдохновили поэта на создание баллады «Разбойник Ляля (Лесная сказка)». В наследии Рубцова это произведение занимает уникальное место и по форме – его можно назвать и большим стихотворением, и маленькой поэмой – и по сюжету. Сизов же впоследствии описал дни, проведенные с Рубцовым, в воспоминаниях «По лесам, в окрестностях Ветлуги».
Создание музея было бы невозможно без коллекции Дмитрия Александровича Ширяева (1950–2010). И.Б. Фельдштейн в упомянутом выше очерке верно назвал его «очень скромным человеком, который внес далеко не скромный вклад в культуру нашего города». Не будучи профессиональным филологом, он всей душой любил поэзию, обладал широким литературным кругозором и на протяжении многих лет собирал все, что относится к жизни и творчеству Рубцова.
Коренной дзержинец, Д.А. Ширяев после 8-го класса поступил в химико-механический техникум, однако не окончил его и в дальнейшем трудился рабочим на заводе «Заря». Поэзией он увлекался с юности, а в начале 70-х годов впервые познакомился со стихами Рубцова и с того момента стал собирать все доступные материалы о нем. К концу 80-х сформировалась уже обширная коллекция. Ширяев стал известен в литературных кругах, познакомился с вологодскими писателями и краеведами – исследователями творчества Рубцова. В 1990 г. выставка его собрания демонстрировалась в Доме книги в течение двух месяцев. Д.А. Ширяев организовал в Дзержинске клуб любителей поэзии Рубцова (1991 г.) и затем Нижегородский филиал рубцовского центра. Закономерно следующим шагом стала передача коллекции будущему музею.
Открылся музей 19 марта 1998 года. В его создании активное участие приняли библиофил и краевед С.А. Першин, художники А. Алабин и Е.А. Ухлин, известный в городе общественный деятель В.А. Постнов. Много сделала для развития музея А.В. Потапова.
В содружестве рубцовских музеевУвековечение памяти поэта началось спустя 13–14 лет после его гибели. В 1983 году в Северо-Западном книжном издательстве вышел в свет солидный по объему, более 300 страниц, сборник «Воспоминания о Рубцове». Весной 1985 года группа вологодских писателей и московский скульптор-монументалист Вячеслав Клыков выступили с предложением установить памятник Рубцову в Тотьме: жизнь поэта была неразрывно связана с вологодским регионом. Городские власти идею поддержали, и уже в сентябре того же года был открыт монумент, правда, из временного материала, поскольку В.М. Клыков не успел к тому моменту произвести отливку статуи. В следующем году его заменили бронзовым. Так на высоком берегу Сухоны появился первый в стране памятник Н.М. Рубцову.
В 1990-х годах был создан целый ряд музеев, посвященных поэту. Из них особо нужно выделить мемориальный музей в селе Никольском, которое местные жители называют попросту Никола. Расположено оно в 90 с лишним километрах от Тотьмы. Здесь Рубцов воспитывался в детском доме с октября 1943 по июнь 1950 года, и потом взрослым человеком не раз приезжал сюда. Музей разместился в корпусе бывшего детдома. В его фондах есть личные вещи поэта, книги с его автографами. Сейчас музей входит в Тотемское музейное объединение.
Большую экспозицию о Рубцове можно увидеть и в Вологде, в музее «Литература. Искусство. Век ХХ», открытом в 2005 году и являющемся филиалом Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. К этому городу у поэта всегда было особое отношение. В одном из писем он признавался: «…В Вологде мне всегда бывает и хорошо, и ужасно грустно и тревожно. Хорошо оттого, что связан с ней я своим детством, грустно и тревожно, что отец и мать умерли у меня в Вологде. Так что Вологда – земля для меня священная, и на ней с особенной силой чувствую я себя и живым, и смертным».
В декабре 2003 года была образована Российская ассоциация библиотек и музеев Н.М. Рубцова. В нее входят учреждения культуры Вологды и Вологодской области, Мурманска, Санкт-Петербурга, Москвы, Сургута. Дзержинский музей также является членом ассоциации. Участники этого сообщества обмениваются материалами, проводят научные и просветительские мероприятия, формируют единое информационное пространство, связанное с изучением и популяризацией рубцовского наследия. Проводимая ими работа важна и в образовательных целях, и для академической науки.
Самый необычный музей Н.М. Рубцова был открыт совсем недавно, в январе 2022 года, в деревне Аникин Починок и также входит в Тотемское музейное объединение. Это музей одного стихотворения «Русский огонек». В ноябре 1963 года поэт добирался до села Никольского, последнюю часть пути шел пешком и в Аникином Починке остановился обогреться в доме крестьянки Марии Ивановны Богдановой. Благодаря этому случаю родился признанный шедевр его лирики, завершающийся символически звучащими строками:
Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек,
За то, что с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле – и нет тебе покоя.
Атмосфера подлинностиКак видим, музей Н.М. Рубцова в нашем городе возник на волне общероссийского интереса к наследию поэта. Видимо, в кризисные 90-е годы существовала особенно острая потребность в утверждении традиционных для русской культуры ценностей, преемственности между прошлым и современностью. Да и с момента ухода Н.М. Рубцова из жизни прошло времени достаточно, чтобы в полной мере оценить масштаб и глубину его таланта.
Сейчас в фондах музея насчитывается более полутора тысяч единиц хранения. Естественно, среди них нет мемориальных предметов. В случае с Н.М. Рубцовым это вообще большая редкость, потому что вся его жизнь была крайне не устроенной в бытовом отношении и большого числа принадлежавших ему вещей не может быть в принципе. Однако фотографии, прижизненные и последующие публикации, работы художников с видами мест, где бывал Рубцов, или просто созвучные по настроению его стихам – все это живо воссоздает образ человека редкого дарования и непростой судьбы.
Главное же заключено в том, что экспозиция позволяет посетителям увидеть и ощутить эпоху, когда жил поэт. Здесь органично объединились историко-литературный и бытовой компоненты. Простенькие занавески на окне, комод с расставленными на нем безделушками, гитара на стуле, фотоснимки в незамысловатых темных рамках – и мы словно попадаем лет на 60 назад. При этом для экспозиционеров задача реконструировать советский быт не была главной. Каждая витрина – продуманный тематико-экспозиционный комплекс, и перед зрителем разворачивается подробный рассказ об основных вехах жизни поэта: сиротское детство, работа на траловом флоте и служба на военном, первые публикации, учеба в литературном институте…
Гордостью музея является его книжная коллекция. Здесь можно встретить настоящие раритеты. Мое внимание, например, привлек сборник переводов стихов Рубцова на немецкий, изданный в 2004 году. Книга не очень велика по объему, но дает вполне определенное представление о творчестве поэта, основных мотивах его лирики, а переводы отличаются высоким качеством. Этот сборник – результат сотрудничества литературоведа-германиста Тамары Кудрявцевой (Москва, Институт мировой литературы им. М. Горького) и ее немецких коллег – филологов и переводчиков Раймонда Дитриха и Хартмута Лȅффеля. К своему стыду, я и не знал, что поэзия Рубцова известна в Германии и тем более доступна читателям на их родном языке. Несомненно, даже тот, кто хорошо знаком с биографией и творчеством поэта, откроет в музее что-то новое для себя.
Современные, и не во всем бесспорные, тенденции экспозиционной практики пока не затронули дзержинский музей. Вероятно, кому-то он покажется старомодным, потому что здесь нет эффектных дизайнерских решений и цифровой мультимедийной среды. Откровенно говоря, хорошо, что нет. Никакое самое современное оборудование не способно заменить то погружение в прошлое, ради которого зрители и отправляются в музеи. Экспозиция рубцовского музея позволяет испытать это чувство исторической подлинности.