У Бога нет сирот

Фото: d-ved.ru

Если современным дзержинцам сказать о  том, что через сто с  небольшим лет на  месте нашего города будет пустыня или, наоборот, крупнейший в  России мегаполис, это покажется такой  же невероятной фантазией, как рассказ в  начале 20 века о  том, что Троицкую церковь в  селе Черном взорвут, батюшек расстреляют, а  само село исчезнет с  карт Нижегородской губернии. История эта давно поросла быльем, и  многое нам теперь не  известно. Но  иногда, казалось  бы, уже совсем забытая правда выходит на  поверхность и  поражает своей четкостью и  прямолинейностью. Одна из  таких историй  — рассказ правнучки бывшего чернореченского священника.

Напомнил о  себе сам
«Я  росла и  воспитывалась в  самой обычной советской семье,  — рассказывает Марина. —  Тема религии у  нас не  то  чтобы была запретной, а  просто никогда не  поднималась и  не  звучала.
Уже спустя годы я  стала понимать, что такое молчание, возможно, было обоснованным: моя бабушка и  все ее  сестры считались детьми врага народа. Угроза ареста очень долго преследовала  их. Поэтому чем меньше знали дети, тем крепче им  спалось.
Совершенно спокойной и  ничего не  боящейся росла и я. Как все, училась в  обычной школе, стала пионеркой, затем комсомолкой, принимала активное участие в  общественной жизни и, разумеется, была некрещеной  — отец-коммунист был категорически против „старческих предрассудков“.
И  вот однажды, когда я  училась в  9 классе, мне приснился очень странный сон. На  ярко-
оранжевом фоне человек в  черном облачении. Никакого движения, звуков, только непонятно откуда взявшееся имя: Леонид.
Когда я  проснулась, очень удивилась. Это была середина 80-х годов, в  нашем городе не  то  что батюшек, даже церквей-то действующих не  было. Но  почему-то я  поняла, что это священник.
Все еще недоумевая, но  под впечатлением яркого видения, я  прибежала к  маме на  кухню и  стала рассказывать сон.
И  вдруг увидела, как мама вся побелела и  опустилась на  стул. Едва слышно она прошептала: „У  бабушки был отец. Его звали Леонид. Он  был священник. В  1937 году его расстреляли“. Так впервые в  жизни я  услышала о  своем прадеде, который был одним из  последних священников Троицкой церкви села Черное».
Внезапно открывшаяся правда стала потрясением для еще совсем юной комсомолки. История с  прадедом, которого расстреляли за  то, что он  был священником, не  шла из  головы. К  счастью, еще были живы бабушка Ангелина и  ее  сестра Ольга, втайне от  всех хранившие фотографии своего отца. Долго и  кропотливо собирала сведения о  священниках Высоковских дочка старшей дочери отца Леонида.
Годы поисков, переписки с  архивами, дальними родственниками, бережно записанные воспоминания дочерей Леонида Высоковского позволили восстановить основные вехи его биографии и  последние дни жизни.

Из  потомственных священников
Чем глубже заходили поиски, тем сильнее было удивление и  понимание того, как много могло остаться скрытым и  неузнанным, какой пласт истории замалчивался и  чуть не  был предан забвению.
Потомкам отца Леонида удалось восстановить родословную рода аж  до  середины 17 века. Во  времена царя Алексея Михайловича в  церковных книгах Нижегородской губернии Макарьевской пятины сохранилось упоминание о  священнике Георгии. Именно с  него Высоковские ведут отсчет своего рода. Кстати, служил Георгий в  селе Высоково, вполне возможно, отсюда и  фамилия. Впоследствии и  дети, и  внуки, и  правнуки Георгия выбирают путь священников. Большинство из  них учатся в  Нижегородской семинарии, по  окончании которой кто-то возвращается в  родное Высоково, кто-то остается преподавать в  семинарии, а  кто-то выбирает монашеский путь: семья гордится тем, что в  их  роду был иеромонах. Священники рода служили в  селах Бор, Спасское, городе Арзамасе, Лукояновском, Семеновском, Княгининском, Макарьевском, Сергачском уездах. Некоторые из  них открывали земские школы, преподавали в  приходских училищах.
Прадед Марины  — отец Леонид Высоковский родился в  селе Петровка Макарьевского уезда Нижегородской губернии в  семье псаломщика Высоковского Иоанна Яковлева, который 30 лет прослужил в  церкви в  честь Рождества Христова в  этом селе.
Леонид был младшим ребенком в  семье. Но, как и  старшие братья, он  выбрал путь священника. Примечательно, что сестры отца Леонида все до  одной вышли замуж за  священнослужителей.
После курса Лысковского духовного училища Леонид продолжил обучение в  Нижегородской духовной семинарии, где про­учился всего четыре класса: умерла мать, а  отец по  достижении 65 лет вышел за  штат  — средств на  обучение не  стало. Поэтому с  1913 года Леонид Иванович начал службу дьячком в  селе Можарки, а  затем диаконом в  Лыскове.
Вскоре батюшка женился на  сельской учительнице Марии Петровне Филенковой. Их  семейная жизнь началась в  селе Петровке, где родилась старшая дочь Илария, мать Ирины Васильевны.
В  1917 году семья переехала в  село Спасское. Казалось, революционные передряги не  затронут устоявшуюся патриархальную жизнь старого и  крепкого села, славившегося пустынками и  православными общинами. И  действительно, первое время все было не  так страшно, как могло показаться. Батюшки продолжали служить, не  обращая внимания ни  на  что. Один за  другим у  отца Леонида рождаются пятеро детей: Илария, Ольга, Николай, Ангелина и  Георгий.
Дочери вспоминали, что отец любил их  безмерно. Частенько он  уходил с  детьми на  берег Волги и  пел. Голос отца Леонида славился на  всю округу, и  когда он  запевал с  детьми на  всю округу, проходившим оставалось только замирать в  восхищении: «Красиво поют, как в  церкви!».
Осталось воспоминание и  о  том, что вырастил батюшка рядом с  домом большой яблоневый сад. Сам  же он, по  семейным памяткам, был простым, незлобивым, веселым и  трудолюбивым человеком.

Лихая година
Всерьез за  священников взялись в  30-е годы. В  марте 1930 года под арест попал и  протодиакон Леонид Высоковский. В  сельсовете на  неугодного священника дали весьма говорящую характеристику: «с  начала Октябрьской революции лишен права голоса. Служитель культа… чуждый элемент. Враждебно настроен против Советской власти и  всегда старается разжечь ненависть среди населения по  отношению к  Советской власти. По  своей идеологии является элементом социально опасным и  требует необходимой изоляции». Вероятно, в  те  времена одно упоминание о  Боге уже казалось социально опасным явлением и  требовало немедленного искоренения.
Отца многодетного семейства арестовывают и  раскулачивают. Размеры богатства Высоковских поражают: дом, корова, жеребенок. Батюшку отправляют в  подвал Крестовоздвиженского монастыря, где была устроена тюрьма для священников, а  матушку с  шестью детьми оставляют на  улице.
Но  дело рассыпалось через две недели  — нижегородский следователь не  нашел состава преступления и  велел отца Леонида отпустить. Но  вернуться в  дом Леониду Ивановичу уже не  пришлось. Последующие пять лет он  ютился с  семьей в  бане. Старшие дочери вспоминали, что это было очень голодное время. Семья жила в  крайней нужде. Отцу Леониду нужно было всего лишь отказаться от  сана. Во  время ареста ему предложили хорошее место в  оперном театре Нижнего Новгорода. Но  предать веру отцов, отступиться от  Бога было немыслимо.
Через некоторое время последовал второй арест  — за  сбор колосков. По  этому закону в  Советском Союзе осуждено огромное количество людей: чтобы не  умереть с  голоду, они шли на  колхозные поля после уборки урожая и  собирали осыпавшиеся на  землю зерна. Это считалось хищением и  преступлением против Родины. В  этом свете приговор, вынесенный отцу Леониду, можно считать довольно мягким: три месяца принудительных работ. Стало понятно, что в  покое священников не  оставят.

Село Черное
В  1935 году семья отца Леонида приезжает в  село Черное. Здесь они снимают крошечный домик с  одной комнаткой, в  которой ютились отец Леонид, жена, пятеро детей и  теща. В  разговоре правнучка отца Леонида Марина даже не  упоминает о  той возможности, которая была перед ее  прадедом в  то  время. Молодой город вовсю строился. С  разных концов еженедельно в  него приезжали сотни людей из  самых разных областей. В  этой сутолоке вполне возможно было затеряться (и  мы  знаем случаи, когда представители дворянских фамилий действительно избегали репрессий, укрывшись в  Дзержинске), но  для этого нужно было скрыть свой сан и  принадлежность к  духовному сословию.
Отец Леонид не  только не  делает этого, но  идет служить протодиаконом в  Троицкую церковь села Черного. Церковь все еще была красива и  собирала довольно много прихожан. Известно, что на  службы в  село Черное за  много километров приходили из  соцгорода, Первомайского и  барачного поселков. Люди продолжали крестить детей, заказывать панихиды, молебны, просили помолиться о  заболевших и  усопших. Нет сомнений, что прихожане храма не  раз слышали сильный и  звучный голос отца Леонида.
Развязка наступила через два года. В  конце августа 1937 года отец Леонид вернулся из с. Прудищи, где служил священником старший брат Леонида  — отец Александр.
Уже на  подходе к  дому он  понял, что в  селе неладно. Младший сын Коля ворвался в  дом и  с  порога закричал: «У  церкви „черный воронок“!».
Родные и  близкие, пришедшие поздравить отца Леонида с  днем рождения, в  ужасе стали его уговаривать немедленно прятаться и  бежать. Пятеро детей могли лишиться отца и  остаться сиротами. Но  отец Леонид был непреклонен: он  ни в  чем не  виноват, а  «у  Бога сирот нет!».
Бабушка Марины хоть и  была мала к  тому моменту, а  очень хорошо запомнила последние минуты расставания с  отцом. Люди в  форме его вывели во  двор и  подвели к  «черному воронку», стоявшему у  церкви. Вокруг было много народа. Все молчали. Заступиться было невозможно. В  машине уже сидели арестованные служители прихода  — отец Павел Вознесенский и  диакон Андрей Ветелев, вместе с  ними был арестован протоиерей Николай Можарский.
По  сути, это были последние священники села Черного.
Их  увезли в  Горький и  уже через две недели расстреляли без предъявления статьи на  Бугровском кладбище. Вскоре расстреляли и  отца Александра. Не  избежали репрессий священники Благовещенской церкви в  Желнино. Всего по  сфабрикованным доносам было расстреляно 11 человек.
«Родным сообщили, что отец Леонид осужден на  10 лет без права переписки,  — рассказывает Марина. —  Всю войну и  после ее  окончания они слали посылки в  неизвестность, надеясь, что их  любимому батюшке будет хоть чуточку теплее и  сытнее. Дети отца Леонида выжили в  труднейших условиях войны и  послевоенной разрухи, сумели выучиться. По  старой родовой традиции они стали врачами и  учителями. Вот только имя отца пришлось скрывать».
Лишь в  1957 году в  Дзержинском ЗАГСе родным вручили справку о  реабилитации с  указанием года смерти  — 1943-й. Но  и  это была неправда. Лишь через год удалось выяснить, что отца Леонида нет в  живых уже более 20 лет. 18  января 1958 года президиум Горьковского облсуда реабилитировал Леонида Ивановича Высоковского как невинно пострадавшего в  годы репрессий.

Подготовила Евгения МАКАРОВА

 
По теме
17 декабря. Церковь празднует память святой великомученицы Варвары. - Крестовоздвиженский женский монастырь Святая великомученица Варвара (III век). Святая великомученица Варвара родилась в знатной языческой семье в городе Илиополе Финикийском (современная территория Ливана).
17.12.2018
Во Владимирском храме города Кстово состоялся праздник первой исповеди - Нижегородская епархия Текст телекомпании «Луч» 9 декабря в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери, расположенном в городе Кстово Нижегородской области, состоялся праздник первой исповеди.
16.12.2018
DSC04398 - Вознесенский Печерский мужской монастырь                   16 декабря 2018 года в Успенской соборной церкви Вознесенского Печерского монастыря игумен обители архимандрит Тихон (Затёкин) в сослужении духовника игумена Вассиана (Бирагова),
16.12.2018
 
Митрополит Георгий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода - Нижегородская епархия Текст Андрея Рукавишникова 16 декабря митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода.
16.12.2018
 
Обитель Серафима Саровского в Дивееве - НИА Нижний Новгород Обитель Серафима Саровского в Дивееве Фото: НИА "Нижний Новгород" Большеболдинский музей-заповедник в Нижегородской области хотят развивать на федеральном уровне.
16.12.2018
Конкурс «Лучшее новогоднее оформление предприятий района, фасадов зданий и прилегающих территорий к празднованию Нового 2019 года и Рождества Христова» - Воскресенский район Источник: Отдел капитального строительства и архитектуры администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области Администрация Воскресенского муниципального района проводит районный конкурс «Лучшее но
16.12.2018
 
В Лондоне представлен английский перевод «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» - Нижегородская епархия Текст официального сайта Московского Патриархата   10 декабря в общественном центре святой Этельбурги в Лондоне состоялась презентация английского перевода труда священномученика архимандрита Серафима (Чичагова) «Лето
15.12.2018
зарубить мать топором, дер.Костянка, - Kriminalnn.Ru Закрыл раненую женщину в сарае, и пошел соседке рассказывать Пресс-служба СКР по Нижегородской области сообщает о завершении расследования уголовное дело в отношении 55-летнего мужчины,
16.12.2018 Kriminalnn.Ru
  В редакцию «ДВ» вновь сыплются обращения пожилых горожан, обескураженных настойчивостью и обманом со стороны непрошенных гостей, которые то хитростью,
14.12.2018 Дзержинское время
Водитель автомобиля «ЗАЗ» не справилась с управлением и врезалась в столб Владислава Макарчук / АиФ Женщина и двое детей пострадали в результате ДТП в городском округе Выкса, сообщает нижегородское управление ГИБДД.
14.12.2018 АиФ Н.Новгород
17 декабря. Церковь празднует память святой великомученицы Варвары. - Крестовоздвиженский женский монастырь Святая великомученица Варвара (III век). Святая великомученица Варвара родилась в знатной языческой семье в городе Илиополе Финикийском (современная территория Ливана).
17.12.2018 Крестовоздвиженский женский монастырь
фото http://kremlin.ru 14 декабря в Москве прошла рабочая встреча министра культуры РФ Владимира Мединского и губернатора Нижегородской области Глеба Никитина.
16.12.2018 Нижегородская правда
18 марта в Дзержинск приезжает Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной — советский и российский хореографический ансамбль русского народного танца, созданный в 1948 году.
16.12.2018 Дзержинск.рф
Кубок за I место - Саров.Net Командир саровского соединения Росгвардии получил награду. Генерал-майору Евгению Токаренко был вручен приз за инициативу, усердие и отличие, проявленные при участии в спартакиаде по видам спорта за 2018 год.
17.12.2018 Саров.Net
«Старт-2» разгромил «Мончегорск» - ХК Старт Продолжается домашняя серия матчей «Старта-2». Очередным соперником команды Андрея Бегунова и Александра Вихарева стал «Мончегорск», ныне фарм-клуб «Мурмана».
16.12.2018 ХК Старт
В спорткомплексе ННГУ им. Лобачевского прошло четвертое открытое первенство клуба единоборств «Ронин».
15.12.2018 Вачская газета
  Серебряным призером первенства страны вернулась из Владимира воспитанница спортивной школы «Химик», ученица школы № 18 Анастасия Герасимова.
14.12.2018 Дзержинское время
По данным ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС», в ближайшие 1-3 часа 17 декабря 2018 г. местами по Нижегородской области  ожидается изморозь 30 мм и более, гололед, с сохранением днем и вечером 17 декабря.
17.12.2018 Администрация Бутурлинского района
7 дней из жизни города в традиционном воскресном обзоре. Вспоминаем, что важного произошло на уходящей неделе и какие новости на сайте «Саров24» набрали наибольшее число просмотров.
16.12.2018 Саров24