Общество

Любителям сериала «Интерны» сентябрь принес подарок –«доктор Быков» решил баллотироваться
в президенты. Он эффектно выступил с предвыборной программой «Доктрина 77» на стадионе «Лужники»,собрав пятнадцать тысяч зрителей и растревожив сердца своим планом по-строения новой российской империи. Но внезапно сошел с дистанции – Церковь не благословила его участвовать в выборах. Спросите: при чем здесь Церковь? Хороший вопрос. Я тоже на него ответ найти пытаюсь.


То есть, на первый взгляд, ответ очевиден – актер, играющий роль доктора Быкова, Иван Охлобыстин, в 2001 году был рукоположен в иереи архиепископом Ташкентским Владимиром. Это произошло одновременно с выходом на экраны фильма «Даун-хаус» – глумливой версии романа Достоевского «Идиот», где новоиспеченный священник (и он же – автор сценария) играет роль извращенца и людоеда Парфена Рогожина.

Экранизация в 2001-м получает титул «самого скандального фильма года», а Иван Охлобыстин тут же заявляет, что «не находит себе места в судьбе вышеупомянутого произведения», поскольку «не соответствует собственному эталону художника». Также в открытом письме общественности он возлагает ответственность за художественное непотребство на публику – «ведь именно ее низменными потребностями и определяется то, что потом выходит на киноэкраны, ведь именно она рукоплещет садистам и извращенцам, единственное достоинство коих – в их извращениях», и признается, что «за пятнадцать лет работы в кино не нашел в себе сил и таланта, чтобы все-таки начать декларировать с экрана идеалы любви, чистоты и благородства».

Это была новая точка отсчета: «Есть смысл попытаться помочь тем, кто еще продолжает бороться, еще надеется на возрождение настоящей культуры, ниспровергающей идолов греха и пошлости, воспевающей все лучшее, что есть в человечестве, привлекающей будущее в настоящее. Этой маленькой, но героической армии нужен свой капеллан. Обучением на оного я в данный момент и занимаюсь под руководством легендарного Среднеазиатского архиепископа Владимира (Икима)». И финал: «В скором времени я надеюсь вернуться назад и сердечно обнять вас, а также передать, что, умирая, Иван Охлобыстин просил у вас прощения. Священник Иоанн Охлобыстин».

Но актер Охлобыстин выжил, и в 2007 году разговелся на роль Распутина в фильме «Заговор». А в 2009-м на экраны вышли такие фильмы с его участием, как «Пуля-дура», «Шальной ангел», «Фига.Ро». «Возрождением настоящей культуры» и не пахло, «идолы греха и пошлости» взобрались на свои постаменты и раскланивались, довольные. Иван Иванович объяснял происходящее тем, что доходы священника не позволяют ему прокормить шестерых детей.

После роли в фильме «Царь» – шута, который больше похож на бесноватого, чем на юродивого, разразился скандал, и Охлобыстин обращается к патриарху с прошением освободить его от служения.

И если в 2001-м причины стать «капелланом героической армии» у актера были масштабные, то в 2009-м для того, чтобы сложить оружие, оказалось достаточно следующих выкладок: «Я действительно категорически не соответствую общепринятому нормативу внешнего образа священнослужителя: снимаюсь в кино, предпочитаю светскую одежду, причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода, в конце концов». Патриарх отставку принял, наложив запрет на священническое служение Ивана Охлобыстина.

И дальше понеслось: «Реальные кабаны», «Поцелуй сквозь стену», «Служебный роман. Наше время», «Суперменеджер, или Мотыга судьбы», «Лакомый кусочек». Сериал «Интерны» с искрометным юмором про клизму, которой можно проткнуть сонную артерию, и «океан заразных писюлек». Медиапространство стремительно наполнилось шокирующими фотографиями вчерашнего священника, на которых тот кривляется, обнимается со звездами шоу-бизнеса, не стесняясь использовать знаки своей причастности к сану. В общем, дурная публика опять спровоцировала своими низменными потребностями человека, который собирался служить идеалам чистоты.

При этом творческая реализация Охлобыстина проходила неизменно под разговоры о том, что такое несчастье у человека – невозможно совмещать служенье музам и предстояние у Престола. Сам страдалец периодически делал в прессе заявления, что еще чуть-чуть, еще немножко поиграет и буквально в течение двух ближайших лет вернется на пост «капеллана».

Миссия или пиар?

А в середине сентября Иван Охлобыстин выступил в новой роли – политической. Заявив о своем намерении стать президентом, он с рекламным шумом собрал 15-тысчную толпу на стадионе «Лужники» и, стоя весь в белом, на белой же усеченной пирамиде, эффектно представил свою предвыборную программу.

Так что ж там такого, в этой доктрине? Она похожа на пьесу для фортепиано с оркестром, только вместо нот партии разложены на болевые точки – социальные и психологические. Вначале маэстро прошелся по чувству собственной значимости каждого – «прошло время учеников, настало время учителей», и все слушатели самим фактом присутствия получили право быть учителями – докладчик утвердил это «ценой спасения собственной души».



Учителя призваны создавать Империум – «образ мысли, освобожденный от временных и социальных условий, в пользу утверждений при построении империи как единственной органичной формы государственного устройства России».

Дальше предлагалось осознать исключительность русского народа: «Разумеется, мир, порядок и благопроцветание – цели, достойные достижения, однако этот мир, тот порядок и то благопроцветание, что преподносится нам извне, погубят нас. …Как это ни печально – славянам не по пути с остальным миром. Вся история моего народа – этому подтверждение. Эпохи экономической стабильности делали простой русский народ инертным и приводили к вопиющей нищете. Эпохи политической стабильности неизбежно заканчивались самоистреблением. Эпохи благопроцветания сталкивали русскую нацию в пропасть духовного разложения».

Почему так? «Ответ до страшного прост. Мы созданы для войны. И нам нет места в обычной мирной жизни. Так ли это плохо? Да, это очень плохо. Но это так, мы такие. Мы всегда были такими. Логикой наших предков был разрушительный, но восторженный хаос. И в подавляющем большинстве предки, по крайней мере, те, о которых мы знаем, до принятия христианства либо служили наемниками, либо промышляли банальным разбоем. А после крещения приняли на себя всю ответственность величия Третьего Рима с вытекающей из этого бесконечной чередой военных противостояний и кровавых междоусобиц». «Мы не лучшие, мы – русские – ИНЫЕ!». «Мы по-прежнему – единственная сила, сдерживающая Запад и Восток от столкновения».

Основная нагрузка массажа пришлась на национальную гордость великороссов: «Русский не умеет жить для себя. Когда он молится в храме, он молится за весь мир. Когда он выходит навстречу врагу, за его спиной – все человечество. Русский рожден быть героем или святым! Посередине ничего нет! Или есть, но нерусское». «Рано или поздно нас сотрут как нацию с лица земли. Это нормально! Это по плану. Об этом нас предупреждали святые. Наша задача – победить и исчезнуть! Потому что в мирной земной жизни нам нет места!»

Прогноз таков: «Я верю, что наступит момент, когда Российская империя поднимется, как древний гигант из бездны забвения. Когда на российском престоле сядет не временщик, а помазанник Божий — император. Когда его воля направит мой народ по единственному правильному пути. Я понимаю, это звучит как безумие. Но это не может быть иначе».

Позднее, оглядываясь на это выступление, вчитываясь в текстовую версию «Доктрины 77», многие пытались сформулировать свое отношение, и – вот странность – у каждого оно получалось свое. Нет, понятно, что не могло быть полного совпадения в оценке, но не до такой же степени, что речь идет как будто о разных документах. Одни подхватили доктрину как национальный манифест, провозгласив, что таких смелых заявлений на политической арене России еще не звучало, другие сочли, что это едва ли не фашистский демарш. Третьи радовались, что наконец-то Церковь смогла озвучить свои политические позиции, четвертые находили продекларированные лозунги антихристианскими. Пятые объясняли, что это Охлобыстин примерил на себя роль антихриста, чтоб ужаснуть народ, а народ не понял и подхватил «Доктрину». А шестые смеялись: «Дураки, это просто он рекламирует новый тариф «Билайна»! И действительно, есть такой тариф – «Доктрина 77» – для жителей Москвы и Московской области. Причем подключиться на него возможно только в офисах «Евросети», а Охлобыстин с 1 декабря 2010 года принят в эту компанию на должность креативного директора.

Быков так Быков...

Охлобыстин с пирамиды смело критиковал правительство: «Понятно, что ныне власти предержащие не имеют к нашим очевидным врагам претензий. У них счета в западных банках. Их дети не обречены на безграмотность — ведь я так правильно понимаю, в скором времени высшее образование станет для нас окончательно платным? Так же, как и медицина? Старики будут обречены на вымирание — на валидоле долго не протянешь. Человеческий организм не прет на дизеле». И еще: «Никогда соотношение богатых и бедных в нашей стране не было столь непропорциональным. Оно и понятно: хлеб не растим, газом торгуем. Правда, навар от народных ресурсов на всех не делим — чай, не в Кувейте. В армию с медициной не вкладываемся — футбольные команды покупаем для подъема национального самосознания полуголодных бабок в костромских деревнях».

Докладчик удивлялся, почему до сих пор не отключены микрофоны и печально шутил над своей политической смелостью. А позднее протоиерей Алексий Уминский скажет, что выступление Охлобыстина – «это подарок «Единой России», Путину и Медведеву перед выборами. Я думаю, они специально дадут ему деньги на выборы. Потому, что на этом фоне любой кандидат в президенты будет смотреться вполне прилично».

И дело не в фейерверке эпатажных заявлений, прописных истин, надежд и безнадежностей, которыми жонглировал артист, – не в содержании речи дело. Неприлична сама задумка устроить шоу на крови, довести чью-то боль до абсурда, выставить ее на пирамиде голой и беззащитной. Есть такой метод в политтехнологии – компрометация с помощью чьего-то участия. Какие бы идеи ни брался защищать Жириновский, после его защиты сами идеи приобретают душок и вызывают насмешки. И правильно Александр Архангельский охарактеризовал выступление Охлобыстина – «жириновская стилистика, помноженная на церковный пафос».

Когда человек, который предпочел Престолу Господню материальную стабильность, вдруг берется рассуждать о том, почему голодают те, кто действительно голодает, когда выбравший «Евросеть» и участие в «Интернах» гневно бичует общество потребления, хочется зажать уши. А уж когда он обещает построить «правильное», «идеальное» общество…

Вообще, странно, что христиане могут мечтать построить Царство Божие на земле – разве мало печальных примеров в истории? Начиная с того, как евреи были раздосадованы на Христа за то, что Царство Его не от мира сего, заканчивая коммунистическими утопиями. Так куда ж мы пойдем за эксцентричным попом в запрете, в какой Империум?

Отец Алексий Уминский охарактеризовал представление «Доктрины 77» как «великолепный перфоманс», «яркую акцию пост-модернизма». В свете которой даже заявление председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина про то, что «существует запрет на выдвижение духовенства в представительские органы власти», представляется продолжением шоу. Равно как и «открытое письмо» Ивану Охлобыстину, в котором православная общественность «со смиренной просьбой» «вернуться к церковному служению» обращается к человеку, который ведет на Фейсбуке блог от имени персонажа «Интернов», перемежая факты своей биографии с событиями жизни Андрея Быкова.

Нет уж – Быков так Быков. Он и в президенты метил, он и «Доктрину» представлял. И при чем здесь Церковь? Вы не подскажете?

Евгения Павлычева
№ 38 (613)

 
По теме
18 марта начался Великий пост. О том, каково его духовное значение и как себя настроить, чтобы дни четыредесятницы принесли духовную пользу, мы поговорили с настоятелем прихода Храма р.п.
В семинарии состоялась Всероссийская студенческая научно-богословская конференция - Нижегородская Духовная семинария 28 марта в Нижегородской духовной семинарии состоялась Всероссийская студенческая научно-богословская конференция «Актуальные вопросы церковного научного дискурса: история, современность, перспективы».
Нижегородская Духовная семинария
В Нижегородской духовной семинарии состоялась Всероссийская конференция «Актуальные вопросы церковного научного дискурса: история, современность, перспективы» - Нижегородская епархия Текст Дарьи Петровой. Фото Николая Рахматулина 28 марта в Нижегородской духовной семинарии (НДС) состоялась Всероссийская студенческая научно-богословская конференция «Актуальные вопросы церковного научного дискурса: история,
Нижегородская епархия
Чем опасен алкоголизм - Газета Лукояновская правда Алкоголизм — это заболевание, поражающее человека медленно и незаметно для него и окружающих.
Газета Лукояновская правда
Сдать тест на ВИЧ. Зачем это мне? - Дзержинские ведомости «Я не употребляю наркотики, общаюсь только в хороших компаниях, а мой парень или моя девушка уж точно не являются носителями ВИЧ – я никак не отношусь к группе риска!» – так обычно думает человек из группы риска.
Дзержинские ведомости
Дзержинский театр драмы стал лауреатом театрального фестиваля «Премьеры сезона» - Администрация г. Дзержинск Дзержинский театр драмы стал лауреатом театрального фестиваля «Премьеры сезона» В Нижегородской области подвели итоги ежегодного театрального фестиваля «Премьеры сезона».
Администрация г. Дзержинск
Они родом из военного детства - Газета Знамя Уже более тысячи жителей Володарского округа стали обладателями нагрудного знака "Дети военного времени", ещё 500 человек получат его в самое ближайшее время.
Газета Знамя
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета День города. Нижний Новгород На минувшей неделе, в преддверии Дня работника культуры и Дня театра, состоялось вручение театральной премии «Нижегородская жемчужина» и других профессиональных наград работникам культуры.
Газета День города. Нижний Новгород