Кусочки истории

Как создавались уникальные мозаичные панно Дзержинска? 

Первые мозаики появились в Дзержинске в шестидесятых годах прошлого века. Нельзя утверждать, что подобные художественные элементы были в моде, но, по мнению тогдашнего главного архитектора города Евгения Синявского, в них назрела необходимость. На смену монументальной архитектуре сталинского ампира (или советского классицизма) пришли невзрачные «хрущевки», которые не представляли собой ничего примечательного в эстетическом плане.

Кроме того, безликие строения, напоминающие «коробки», никак не способствовали духовному и нравственному развитию горожан, а ему в те годы придавалось большое значение. Было ясно, что новостройки нуждаются в украшении.

В отделе при главном архитекторе Дзержинска к тому времени уже работали художники комбината бытового обслуживания, а также специалисты по газосветной рекламе и оформлению магазинов. В их обязанности входило, к примеру, оформление вывесок или афиш. Однако создание мозаик, росписей, витражей и чеканок – того, чем предполагалось украшать новые жилые и общественные здания, – представляло собой работу совершенно иного уровня, и для нее, конечно, требовалась отдельная группа мастеров.

Такая группа сформировалась приблизительно к 1965 году. В нее вошли ведущие художники города: Владимир Смирнов, Вячеслав Осипов, Евгений Шалов, Виталий Зуев, Иван Еськов, Сергей Мурахтанов, Виктор Осока, Борис Фролов, Юрий Травкин, Александр Архипов и многие другие.

По замыслу Евгения Синявского, объединение должно было стать подобием Горьковского художественного фонда, который занимался эстетическим оформлением столицы Нижегородского региона. «Почему бы второму в области городу не иметь аналогичный фонд?» – рассуждал главный архитектор.

Труды дзержинской группы мастеров сразу начались с триумфа. Ее первым серьезным проектом стало детское кафе «Золотой ключик». Эта работа была экспонирована в Москве на ВДНХ и получила золотую медаль. Вдохновленные успехом, художники рьяно приступили к монументально-декоративным произведениям, многие из которых в дальнейшем были отмечены наградами правительства СССР и Горьковского облисполкома.

Поначалу у группы не было своей студии, и помещения приходилось брать в аренду. Но к середине 70-х Евгений Синявский выбил для своих подопечных несколько довольно больших по площади мастерских на улицах Гайдара и Молодежной.

Одними из первых мозаик стали не дошедшие до наших дней картины на фасаде Дворца культуры «Корунд» и на нижнем этаже внутри него. Кстати, среди них даже была работа, выполненная из смальты, за которой художники ездили в командировку в Киев. Не считая одного «корундовского», все остальные городские панно были выполнены исключительно из мелкой керамической плитки – материала более дешевого и доступного, нежели смальта. Керамику, в том числе битую, не годящуюся уже для стройки, закупали в Подмосковье.

Процесс создания новой мозаики начинался с эскиза. Как правило, для этого среди проектировщиков объявлялся конкурс. Выбирали лучших. К эстетической стороне дела относились строго, ведь речь шла не только об украшении фасадов, но и об инструменте воспитания в людях чувства прекрасного.

Большинство эскизов для дзержинских мозаик были придуманы нашими же живописцами, но были и те, авторами которых стали мастера Горьковского художественного фонда (например, мозаика Дворца детского творчества и сграффито с портретом Менделеева на торце одного из жилых домов по улице Терешковой).

Непосредственно производственная часть была очень трудоемкой и могла занять несколько месяцев. Сначала художники, вооружившись кусочком угля, делали на бумаге рисунок будущей мозаики в натуральную величину. Этот этап назывался «картон».

Затем гигантский рисунок разлиновывали на кварты размером 50 на 50 см, которые подписывали буквами и цифрами.

Когда «картон» заканчивали, в центре него ставили стремянку, с которой автор эскиза рассматривал, что получилось. Для этого он использовал монокль, перевернутый так, чтобы стеклышко не увеличило, а, наоборот, уменьшало рисунок. Разглядывая эскиз, автор указывал остальным на шероховатости и огрехи, которые тут же устранялись под его руководством.

На следующем этапе начинался подбор палитры. При подборе обязательно учитывали экстерьер, цветовую гамму здания. Если, к примеру, на фасаде Политеха господствовал синий цвет, то, значит, и мозаика, украшавшая его, должна была быть выполнена в синих тонах.

Избрав палитру, художники начинали раскладывать детали по «картону». Работа была кропотливая и грязная. Плитку то и дело приходилось обрабатывать стеклорезом, из-за чего под ногами всегда образовывалось разноцветное «месиво». Выкладывали ее в течение многих часов, сидя на крохотных раскладных стульчиках.

За один день мастер мог сделать всего 1,5-2 кв. м полотна. А когда мозаика полностью оказывалась на «картоне», автор эскиза снова взбирался на свою стремянку, чтобы оценить и подкорректировать результат.

После этого художники разводили в бочках клеящее вещество и начинали прикреплять на лицевую сторону панно плотную оберточную бумагу, заранее разрезанную на кварты размером 50 на 50 см. И только приклеив бумагу к керамическим кусочкам, мастера «выходили на стену».

Участок фасада, который должна была облагородить новая мозаика, тщательно шпаклевался и разделялся на кварты того же размера, что и «картон». Затем начинался «монтаж» – панно прикрепляли к стене.

Работать нужно было почти молниеносно: кварты с мозаикой «сажали» на вещество БМК-5, растворенное в ацетоне и смешанное с цементом, – оно высыхало очень быстро. Пока один намазывал смесь, двое других с квартой в руках должны были стоять наготове у него за спиной, чтобы тут же приложить ее к стене. Приклеенную кварту дополнительно обстукивали кулаками и резиновыми молотками, чтобы керамика раскололась и плотнее вошла в раствор, – стала монолитом со стеной.

Дальше с «лица» мозаичной картины смывали оберточную бумагу. Делали это обычными губками или тряпками, смоченными горячей водой. Если было заметно, что в каком-то месте детали отходят от панно, то делался «домонтаж»: мастера вручную устраняли недостаток, приколачивая недостающие кусочки прямо со строительных лесов.

После этого происходил затир: пустоты между плитками и квартами заполняли чистым цементным раствором. Интересно, что иногда для усиления цветовой гаммы в раствор добавляли краситель.

На финальном этапе готовую мозаику принимала комиссия, в которую входили идеологические сотрудники горкома партии, нижегородцы из Горьковского художественного фонда, главный архитектор Дзержинска и другие специалисты. Оценивали практически всегда на «отлично».

Группа при отделе Синявского прекратила работать в конце 90-х. За 30 лет художники, входившие в нее, создали десятки интереснейших монументальных работ. К сожалению, большую их часть уничтожили или заменили безвкусными, кричащими, а порой откровенно пошлыми рекламными вывесками. Некоторые были разрушены течением времени и элементарным человеческим равнодушием: мозаики из керамики радуют глаз не более 40 лет, однако потом требуют реконструкции (они хоть и не выгорают на солнце, но могут изрядно посыпаться).

Ремонт, понятно, стоит немалых денег. Это в советское время плитку для панно можно было задешево приобрести на государственном подмосковном заводе. Сегодня же необходимые материалы производят коммерческие фирмы, и цена их услуг высока.

Правда, стоит уточнить, что у художников, некогда работавших в группе отдела при главном архитекторе Дзержинска, сохранились запасы плитки, купленной еще в 60-70-е годы. Согласно нормативам, творцы брали в полтора раза больше материала, чем требовалось. И теперь весь этот «резерв» (а его, к слову, хватило бы еще на две-три мозаики средних размеров) пылится без дела в студии одного из местных мастеров.

По его словам, художники неоднократно обращались к дзержинским властям и предлагали возобновить труды по художественному украшению города. В частности, бывший руководитель группы художников-оформителей Евгений Шалов выступил с идеей создания панно на торце здания Дзержинского филиала ННГУ имени Лобачевского, выходящего прямо на проезжую часть проспекта Ленина. Стена эта голая. Сейчас ее полностью закрывает побледневший на солнце рекламный плакат. «Мозаика смотрелась бы на ней превосходно, но наши власти явно не заинтересованы в том, чтобы было продолжено создание новых панно. Причина традиционна – в бюджете нет денег», – рассказал «Репортеру» Евгений Шалов.

Самая новая мозаика в городе – стела с солдатом на площади Победы – выполнена в 2008 году. После этого художники только реставрировали мозаичные изображения, украшающие важные общественные здания. Так, за последние несколько лет были восстановлены мозаики на фасадах Дома книги и Дворца детского творчества.

Возможно, в дальнейшем реконструкции удостоятся и другие уцелевшие произведения легендарной группы художников. (Кстати, этих произведений осталось всего 16.)

А вот чего-то нового дзержинцы вряд ли дождутся в обозримом будущем.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Некоторые из сохранившихся мозаичных панно, по мнению Евгения Шалова, требуют не только ухода, но и законодательной защиты. «Ни одно из них на сегодняшний момент не является объектом культурного наследия. Это необходимо исправить. Есть как минимум пять мозаик, которые достойны такого статуса: на Дворце детского творчества, на Политехе, на городском плавательном бассейне, на Доме книги, а также портрет Менделеева на одном из жилых домов по улице Терешковой», – говорит художник.

Работу на лесах – непростую и опасную для жизни – дзержинские художники довольно долго выполняли самостоятельно. Никакого специального образования у них, конечно же, не было, но перед «монтажом» панно они в обязательно порядке проходили медкомиссию и подробный инструктаж.

А в дальнейшем для работы на лесах стали нанимать профессиональных монтажников.

Производственный процесс был одинаков для всех дзержинских мозаик, кроме той, что красуется на фасаде городского плавательного бассейна. Сложность ее в том, что она рельефная. Специально для нее на одном из дзержинских заводов отливались бетонные формы. Плитку клали вручную прямо на них.

По воспоминаниям дзержинских художников, это панно – самое сложное из всех выполненных. Работа над ним заняла несколько месяцев. 

Наталья СЛЕПНЕВА

Редакция "Репортера" выражает благодарность художникам Евгению Шалову и Виталию ЗУЕВУ за помощь в подготовке материала.

 
По теме
Сегодня в библиотеке прошло каникулярное мероприятие, посвящённое очень необычным существам из мира природы – муравьям.
Источник – Благотворительный фонд помощи военным ветеранам и инвалидам специальной военной операции «СВОИМ» Встреча пройдет в 14.00 в Доме народного единства (ул.
Актриса Екатерина Вилкова назвала своего мужа «самым крутым мужиком» Нижегородская актриса Екатерина Вилкова посетила премьеру фильма «Сказки Гофмана» (12+) режиссера Тины Баркалая, где сыграла главную роль,
Интересно узнать, чем жил наш город 50 лет назад, с помощью газеты «Горьковский рабочий» за 28 марта 1974 г. Памяти земляка Вчера [27 марта 1974 г.
В центре внимания судьбы и героические подвиги малоизвестных советских авиаторов: Бориса Сафонова – аса истребительной авиации, дважды Героя Советского Союза;
Дело возбудили по факту мошенничества при строительстве школы в Павлове - Newsroom24.Ru Ход расследования контролируются прокуратурой. В Павлове Нижегородской области по результатам проверки, проведенной прокуратурой, возбуждено уголовное дело по факту мошенничества при строительстве школы.
Newsroom24.Ru