Кто мешает жить?

Кто мешает жить?
Фото: reporter-dz.ru

В Дзержинске повторили ночной показ спектакля «Спойлеры».

В последний день зимы в Дзержинском драматическом театре прошел ночной (!) показ спектакля «Спойлеры». Показ начался в половине девятого вечера, спектакль шел без антракта до десяти. Зал был полон, в основном – компании девушек и женщин. Зрителей, рискнувших прийти на весьма провокационную постановку, ждали несколько сюрпризов: в самом начале спектакля и в конце.

Заговор со зрителем

Само название спектакля – «Спойлеры» – уже загадка. В машине это деталь, гаситель подъемной силы, в литературе – преждевременно раскрытая важная информация (в детективе, например), в психологии – тормоз, мешающий испытывать эмоции, в переводе с английского – это помеха, от слова «портить». О том, кто и что мешает нам жить, вроде бы, и написана пьеса, поставлен спектакль. Но только ли об этом?

Перед показом к зрителям вышла Мария Шиманская – молодая актриса и начинающий режиссер театра драмы (в этом году она поставила в театре новогоднюю «Алису в стране чудес», а чуть раньше – спектакль-воспоминание «Стеклянный зверинец»). «Спойлеры» – тоже ее детище. Мария села на край сцены перед закрытым занавесом и рассказала, что этот спектакль – эксперимент. Он поставлен на средства специальной театральной премии для талантливой молодежи.

«Мы выбирали, что поставить, и решили экспериментировать до конца. Выбрали пьесу Марии Огневой, написанную всего за год до этого. Конечно, официально наш театр не поставил бы ее на сцене. Здесь такая речь, на которой мы со сцены не говорим. Этот спектакль – своего рода заговор со зрителем! – рассказала Шиманская. – Мы репетировали в выходные дни, в свободное время. Потом был закрытый показ. Он прошел с успехом, и мы решили ввести «Спойлеров» в репертуар, – пока вот так, поздними вечерними показами».

Режиссер раскрыла зрителям загадку названия и извинилась за мат в спектакле. А дальше – раскрылся занавес…

Ищу тебя

«Спойлеров» почему-то оказалось проще и понятнее смотреть, нежели читать, хотя спектакль поставлен очень близко к тексту (правда, кардинально изменен финал).

Это история 27-летней Ирины, которая вечно находится, как пишут в социальных сетях, «в активном поиске». «Самостоятельная и независимая, но до сих пор не успевшая завести ни одной кошки», – иронизирует над своим одиночеством главная героиня. Она то с головой кидается в новые отношения и мчится к парню из Москвы в Иркутск, то боится и сторонится новой любви. Однажды, в очередной раз расставшись с очередным парнем, Ира успевает на последний поезд в метро и едет в пустом вагоне. Вдруг она начинает громко кричать, и в этот момент часть сознания отделяется от нее, – в ней рождается мужчина, который теперь будет преследовать ее по жизни: комментировать ее слова и поступки, смеяться и предугадывать события. В общем, мешать ей жить. Или все-таки помогать?

Чтобы избавиться от мужского «Я» и от одиночества, Ирина запишется к психологу. Ее, Анастасию, с блеском играет Татьяна Орлова! А мы-то думали, что в спектакле заняла одна молодежь! И из эпизодического персонажа в книге Орлова превращает своего психолога в одну из ключевых фигур в спектакле. Она не только скажет Ире, что мужское «Я» было в ней всегда (после ухода отца она стала смотреть на мать и мир его глазами), но и станет своего рода ее зеркалом, мерилом нормальности Ирины и всего ее окружения. И всех нас.

А кто у Иры рядом? Есть ли кому погладить ее по голове, как спрашивает психолог. Ира говорит, что есть. Врет. Близкая подруга Шумакова, тоже ищущая парня. Далекая (в другом городе) и замужняя подруга Надя, ищущая гармонии и тоже парня, несмотря на наличие мужа. Друг Дима, пишущий стихи о любви и смерти и мечтающий стать режиссером в Голливуде. Тоже одинокий, но девушку не ищущий, потому как он «в 6 лет решил, что девушка должна быть одна и на всю жизнь». На самом деле Дима просто тоже боится отношений. И возможно, ему, как Ире, Наде и Шумаковой, тоже нужен парень, а не девушка.

В кульминационный момент все герои собираются в баре и, напившись, рассказывают жуткие истории из своего детства: драки и разводы родителей, неудачный первый любовный опыт… И оказывается, что все наши беды, неудачи и сомнения – оттуда, из детства. Неужели вот они – спойлеры – найдены? Но сестра-скептик, вмиг протрезвев, сомневается: как-то это уж слишком просто – списать все свои неудачи на детство и обвинить в своих плохих поступках давно умерших родителей…

Хеппи-энд?

По совету подруг, то ли мешающих, то ли помогающих ей жить, Ира регистрируется на сайте знакомств. Третий парень Леша влюбляется в нее и зовет богиней. А она не верит ему (или боится верить?), все время вспоминает своего бывшего – Арсения. Но при этом спит с Лешей. И все время хочет его бросить. Во время очередной ночной пьянки она это делает, хотя ничего не помнит. Леша ее прощает, но «усилием воли перестает любить». И тут она, конечно, понимает, что любит Лешу. Или это униженное самолюбие?

Подруга Надя предлагает одну терапию за другой: дышать маткой, дуть на одуванчики, записывать в блокнот радости и открытия. Действенные, кстати, штуки! Можно попробовать! Сестра советует перестать бояться и открыться новому парню. Только где его теперь взять?

 Но он приходит из ниоткуда. Зовут его Даня. Он тоже странный, тоже боится, тоже имеет привычку исчезать. Но вместе они решают рискнуть и попробовать быть вместе. Хотя «Я» предупреждает: ничего не выйдет. И тогда, провстречавшись три недели, Ира неожиданно отменяет встречу. Одновременно уходит от психолога, красит волосы в розовый цвет, ругается с подругой. Но под самый финал она решает позвонить Дане. В пьесе он не возьмет трубку. Но это будет почти хэппи-энд, ведь Ира решилась позвонить и открыться! Ну а в спектакле – полный хеппи-энд: поле 30 гудков Даня берет трубку, и на сцену и в зал летят десятки разноцветных воздушных шариков. Зрители, выдержав сложную психологическую драму, заслужили такой сюрприз в конце! Актеры перекидываются шарами со зрителями и выходят на поклон.

 

Театр теней

Разноцветные шары очень неожиданны на фоне черно-белого спектакля. Вместо декораций огромные игральные кости и ширма, которые превращают пространство сцены в офис, в вагон метро, в кабинет психолога, бар, двор, постель. А как шикарно поставлена пикантная сцена. Вместо нижнего белья, привычно вылезающего из-за спинки дивана, мы видим ложе, на нем – полностью одетая пара, над ней – огромное белое покрывало, которое то поднимают, то опускают «спойлеры»: подняли – открыли любовников, застывших в определенной позе, опустили – закрыли их, и они тут же задвигались в такт музыке и биению сердец…

Все герои одеты в черное. Причем костюмы трансформируются. И подруга Надя в маленьком черном платье выглядит то как хиппи, то как растаманка. А Шумакова – как бой-баба. Хотя тоже – в маленьком черном платье.  

И только ярко-розовая шапка выделяет Иру среди всех. Но в середине спектакля она ее снимает. И хотя сестра еще говорит ей, что она «особенная», мы понимаем: Ира – такая же, как они, такая же, как все, такая же, как мы, – одна из нас...

У всех героев в руках зонты. Время от времени они их раскрывают и закрывают, опираются на них, как на трости, дерутся, будто шпагами. Именно зонт скрывает, как прикладывается к бутылке вечный девственник Дима. И именно из зонтов строит «Я» одинокий домик для Иры.

Что символизируют они, эти черные зонты? Внутреннюю зажатость каждого из нас? Или желание друзей спрятать и защитить Иру? Так или иначе, но эти прятки в темноте с самим собой и жизнью ничем хорошим не заканчиваются. «Никто не дает гарантию благоприятного исхода», – говорит устами Орловой психолог Анастасия.

Параллельно действию на сцене на белом «заднике» появляется переписка героев – все эти новомодные смайлики, и стикеры, и спектакль теней. На большом экране всплывают сцены из детства, воспоминания, страхи, мечты и… второстепенные (но так ли это на самом деле?) герои.

…Спектакль начинается с того, как по белому занавесу «печатаются» первые строки пьесы и стрелка-курсор указывает на Иру, одиноко стоящую под зонтом посреди сцены. А мимо снуют и толкаются люди. Спойлеры?

А заканчивается он титрами в ускоренном режиме и риторическим вопросом «Это конец?». И никто не погладит по голове?

Ну а в самом финале – победа Иры над «Я» и… шарики!

Анна ДМИТРИЕВА.

 
По теме
Признаюсь честно — именно Юрий Матвейцев когда-то вдохновил меня на идею писать об интересных земляках, по той или иной причине уехавших из Мурашкина.
В центре внимания судьбы и героические подвиги малоизвестных советских авиаторов: Бориса Сафонова – аса истребительной авиации, дважды Героя Советского Союза;
XXIII городской фестиваль детских и молодежных театральных коллективов «Любовь моя, театр» стартовал в Нижнем Новгороде - Администрация г. Нижний Новгород XXIII городской фестиваль детских и молодежных театральных коллективов «Любовь моя, театр» пройдет в Нижнем Новгороде с 28 по 31 марта .
Администрация г. Нижний Новгород
Чем опасен алкоголизм - Газета Лукояновская правда Алкоголизм — это заболевание, поражающее человека медленно и незаметно для него и окружающих.
Газета Лукояновская правда
Сдать тест на ВИЧ. Зачем это мне? - Дзержинские ведомости «Я не употребляю наркотики, общаюсь только в хороших компаниях, а мой парень или моя девушка уж точно не являются носителями ВИЧ – я никак не отношусь к группе риска!» – так обычно думает человек из группы риска.
Дзержинские ведомости
Дзержинский театр драмы стал лауреатом театрального фестиваля «Премьеры сезона» - Администрация г. Дзержинск Дзержинский театр драмы стал лауреатом театрального фестиваля «Премьеры сезона» В Нижегородской области подвели итоги ежегодного театрального фестиваля «Премьеры сезона».
Администрация г. Дзержинск
Они родом из военного детства - Газета Знамя Уже более тысячи жителей Володарского округа стали обладателями нагрудного знака "Дети военного времени", ещё 500 человек получат его в самое ближайшее время.
Газета Знамя
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета День города. Нижний Новгород На минувшей неделе, в преддверии Дня работника культуры и Дня театра, состоялось вручение театральной премии «Нижегородская жемчужина» и других профессиональных наград работникам культуры.
Газета День города. Нижний Новгород